Поговорим о фильмах про параллельный, волшебный мир! Я назваю это направление "эскапистское фэнтези". В этом жанре есть своя классика, которую все копируют, но ни у кого не получается. Таковой я считаю "Мюнгхаузена" Терри Гильяма. После того, как собственные идеи он сам изложил в более красочном и "попсовом" виде в "Братьях Гримм", пошла нелепая мода на подражания: "Зеркальная маска", "Лабиринт Фавна", "Хроники Нарнии", "Фонтан" и т.п.
Недостаток, например, "Лабиринта Фавна" в главном: отсутствии связи между действиями и результатом. То есть, что бы эта девочка ни делала, события в реальности развиваются своим чередом, и даже финал не является ни положительным, ни отрицательным следствием событий.
Лично мне понравились два момента: убийство бутылкой и эпизод с монстром с глазами на руках. Оба они - декоративные, первый сделал бы честь любому боевику, а второй показывает, что, в принципе, и без сюжета можно было бы обойтись, если снять весь фильм так. Но потуги на сюжет и философию есть, так что упс.
"Хроники Нарнии" - классический пример плохой сказки, написанной от непонимания того, зачем, собственно, такие сказки сочиняются. Вместо иносказательных уроков и вполне конкретных чувств, провоцирующих взросление персонажей, дети (видимо, надышавшись нафталина) испытали трип субъективной длиной в жизнь и вышли обратно, по идее, стариками в душЕ - но даже тут автор боится показать правду. Они вышли такими же, как и вошли, то есть, лев, пусть и воображаемый, погиб зря. Глупая сказка.
"Фонтан", худший фильм Даррена Аронофски, опишу как-нибудь потом, а то аппетит испортится. Главное, в нём присутствуют мир фантазии и мир реальности, которые как бы пересекаются, но, на самом деле, нет, и зачем это было надо, неясно. К тому же нет данных, которые должны, по идее, передаваться между уровнями реальности в точках пересечения. Втопку. "Пи" и "Реквием.." были шедеврами, а это даже не верится, что тот же человек снимал.
За что я люблю "Бр.Гримм" - за их фастфудность. Никто не скажет, что я обкурился и гоню: все основные тезисы, в данном случае, не додуманы зрителем, они произносятся с экрана открытым текстом и подтверждаются сюжетными ходами. "Надо написать собственную сказку" и т.п. Попробуйте применить эти формулы к "Мюнхаузену" :) и к "Лабиринту Фавна" :(
Кто не знаком с упомянутыми названиями - посмотрите лучше "Зеркальную маску". Там и содержание в порядке, и форма крышесносная на 100%. Да и мораль, хоть и одна, выведена чётко и старательно. Есть даже небольшой, чисто символический, спорный момент в концовке. Прекрасный фильм, и, в отличие от остальных упомянутых, полностью доступен для детей.