[B]Ранним утром 8 сентября 1504 года необычайный грохот разбудил жителей Флоренции. Высыпав на улицу, они увидели, как со двора кафедрального собора в сторону центральной площади запряженные цугом лошади тащат по толстым бревнам высокую башню, внутри которой раскачивается на прочных канатах что-то огромное и тяжелое, тщательно обернутое холстами. Это из мастерской Микеланджело на площадь Синьории перевозили статую, над которой он, запершись ото всех, трудился более трех лет. И хотя мало кто видел изваяние, все знали, что это библейский герой Давид, победитель Голиафа – небесный покровитель города.
Еще задолго до рождения Микеланджело – в 1464 году – для тогдашней знаменитости Агостино ди Дуччо, подрядившегося сделать статую для собора Санта Мария дель Фьоре, привезли из Каррары огромный кусок мрамора. Мастер, сделав дыру не в том месте, где ему было нужно, отказался от работы, сочтя камень безнадежно испорченным. Неизвестно, сколько бы еще этот мрамор провалялся во дворе собора, если бы городской глава – гонфалоньер Пьетро Содерини – не начал искать того, кто возьмется сделать из него нечто величественное. Он предлагал глыбу то Леонардо да Винчи, то Росселино, то Андреа Контуччи, но досталась она Буонарроти. Согласно его проекту, статуя должна была стать воплощением героизма и мужества – символом свободолюбивой Флоренции.
Договор Микеланджело подписал в августе 1501 года, а в январе 1504-го уже заседала созванная Синьорией комиссия, которой предстояло определить место для установки памятника. Споры были бурными: Леонардо предлагал укрыть монумент под кровлей, чтобы уберечь его от непогод, Боттичелли считал лучшим местом лестницу главного собора. Но автор настоял на том, чтобы "Давид" был поставлен там, где решались важнейшие вопросы городской жизни – у входа в палаццо Веккьо.
Во время установки статуи, гонфалоньер Содерини с важным видом заметил скульптору, что, по его мнению, нос "Давида" несколько великоват. Вздохнув, Микеланджело взял резец и полез на помост. Загородив собой лицо статуи, он сделал вид, что исправляет недостаток, постепенно высыпая из горсти заранее подготовленную мраморную пыль, для полноты иллюзии.
- Ну вот! Вы его оживили! Теперь мне нравится гораздо больше, - сказал удовлетворенный гонфалоньер скульптору и выдал ему неслыханную по тем временам сумму в 400 скуди.
По мнению современников, статуя «затмила собой все известные творения, новые и древние, греческие и римские». И тем не менее, пришлось и ей познать горестные дни. В 1527 году во Флоренции произошло восстание против захвативших власть Медичи. Во время штурма, Синьории оборонявшиеся кидали из окон все, что подворачивалось под руку. Одна из брошенных скамей угодила в "Давида", отколов ему руку.
Длань разбилась на три куска. Но к счастью, за ходом сражения наблюдал влюбленный в искусство юноша, Франческо Сальвиати, которому в недалеком будущем самому предстояло стать известным художником. Забыв об опасности, он подобрался к разбитой руке, собрал обломки и отнес их в дом Буонарроти. «Голиаф, - воскликнул Микеланджело, - даже не поцарапал Давида, а гражданская война едва не разбила его вдребезги".
Вскоре статуе вернули отбитую руку, закрепив ее штырями. А в 1873 года городской совет принял решение заменить скульптуру, стоящую на площади, копией. Подлинник же, для лучшей сохранности, поставили в Галерее Академии.[/B]
Флоренция. Галерея Академии
[B][COLOR=brown]Давид[/COLOR][/B] (Мрамор, 410 см) 1501-1503